На сегодняшний день, очень многие селлеры сталкиваются с такой проблемой, как оспаривание необоснованных штрафов от маркетплейса. В работе селлеров маркетплейсов хватает разных сложностей: постоянная конкуренция с соседями по выбранной рыночной нише, регулярные изменения в оферте, далеко не всегда выгодные продавцам условия, оформление карточек товаров (особенно актуально для начинающих предпринимателей) и многие-многие другие.
Вместе с тем, постоянным источником головной боли были и остаются штрафы, которые площадка накладывает на продавцов.
Конечно, у любого маркетплейса есть собственные правила, которые необходимо соблюдать — это вполне логично и разумно. Вопрос применения тех или иных правил актуален даже на высших уровнях правовой системы, что уж говорить про маркетплейсы.
В основном магазины штрафуют за размещение запрещенных товаров, накрутку рейтинга и нарушение оферты, хотя и есть другие — менее распространенные — причины вроде самовыкупа или угроз клиенту. Однако санкции маркетплейса обоснованы далеко не всегда, и это подтверждает сложившаяся судебная практика. Но до судебного разбирательства нужно еще дойти. В этой статье поговорим о том, как селлеру обжаловать несправедливый штраф.
Для начала стоит сказать, что не существует конкретного разделения на штрафы, которые можно или нельзя оспорить. Любая ситуация индивидуальна, даже если два селлера получили одинаковый штраф.
Чаще всего у маркетплейсов есть подробные правила начисления взысканий: у вышеупомянутого Wildberries они находятся в общем доступе, у Ozon доступны только селлерам. Но в любом случае стоит помнить, что такие правила не являются истиной в последней инстанции.
Суды учитывают все факторы: обоснованность методики расчета штрафа, его соразмерность нарушению, фактическое наличие оснований для взыскания и так далее. То есть в теории можно оспорить даже нарушение, штраф за которое предусмотрен правилами площадки, если, конечно, оно не противоречит действующему законодательству. Сложившаяся практика говорит, что у селлеров довольно много шансов обжаловать штраф или, по крайней мере, снизить его размер.
В принципе, сам порядок действий не слишком отличается от общепринятого. Например, обращение в суд возможно только после попытки досудебного разрешения спора. Но работа с маркетплейсами имеет свою специфику, поэтому стоит немного в нее углубиться.
Во-первых, нужно подготовить доказательства необоснованности штрафа: документы из личного кабинета, фотографии товара, скриншоты карточки, отзывы на продукцию или переписка с клиентом. Все это нужно сохранить в отдельной папке и желательно продублировать на отдельный носитель или распечатать.
Во-вторых, следует обратиться в службу поддержки и попробовать урегулировать ситуацию мирным путем. Если селлера заранее предупредили о нарушении правил и он исправил недочеты, а также если штраф был начислен ошибочно, служба поддержки поможет с решением проблемы. Здесь как раз пригодятся все материалы, собранные на первом этапе.
Конечно, у разных маркетплейсов собственные правила взыскания. Например, Wildberries сразу удерживает средства из выручки от реализации товаров. У Ozon предусмотрен семидневный срок, в течение которого продавец может доказать службе поддержки факт необоснованного начисления штрафа. Однако даже в первом случае остается шанс вернуть списанные деньги.
В случае неудачи можно смело составлять досудебную претензию в свободной форме. В ней нужно описать проблему и обосновать свои претензии, подкрепив их ссылками на законы и сложившуюся судебную практику. Юридическая помощь юриста нашей компании "ЮРАКС" по данному вопросу будет очень кстати .
Претензия отправляется почтой (обязательно сделать опись вложения!) или через личный кабинет селлера на маркетплейсе. По общем правилу, такие обращения рассматриваются в течение месяца, но, опять же, разные маркетплейсы устанавливают собственные сроки, не превышающие нормы, установленные законом. Так, WB направляет ответ в течение 10 дней, а «Яндекс Маркету» зачастую хватает 1-2 дней.
Маркетплейс может предложить решение, которое не устраивает продавца, или вовсе проигнорировать претензию — такое явление тоже встречается. Учитывая, что закон не предусматривает единый и обязательный для всех срок ответа, можно выждать 10-14 дней и обращаться в суд.
Обращение подается либо лично, либо через сервис на портале «Госуслуги».
Само разбирательство будет длиться не менее трех месяцев. И на этом этапе совершенно точно не помешает помощь профессионального юриста, который и будет представлять интересы селлера.
Телефон для оперативной связи с юристом по защите прав селлеров :
Работаем по всей территории РФ .
Основной офис расположен в городе Самара.
Проанализируем Вашу ситуацию предварительно и предоставим варианты решения.
“Мы занимаемся производством кондиционеров и большую часть комплектующих заказываем в Китае. И вот в одну из таких доставок нам пришла целая фура, комплектующий с дефектами. Конечно, мы отказывались принимать,…”
Денис Морозов, инженер. 03.11.2023г.
“Заказала оборудование для производства тканей на 3 млн. руб и вместо оплаченных позиций заказчик отправил совершенно другое оборудование . Я в негодовании начала требовать возврат денежных средств за оборудование…”
Вера Агалкова, предприниматель. 03.11.2023г.
“Хочу выразить благодарность компании «ЮРАКС» и лично Антону Сергеевичу за помощь в решении спора в арбитражном суде.
Я являюсь руководителем компании по проектированию домов. Один из заказчиков…”
Игорь Миронов, предприниматель. 03.11.2023г.
“С юристами "ЮРАКС" - работать приятно, так как они держат в курсе дела, обговаривают позицию, напоминают о предоставлении документов. Их отзыв на иск, дополнения и позиция были обоснованы нормами права…”
Владимир Ненишин. 30.09.2020г.
“Выражаем благодарность юристам ООО "ЮРАКС" за решение вопроса в Арбитражном суде г. Самара в пользу нашей организации. Уже на первой консультации нам сказали, что у нас хорошие шансы на победу, так оно…”
Александр Кротов. 27.02.2020г.