Как бороться с потребительским экстремизмом?

 

О том как бороться с потребительским экстремизмом, и узнать способы минимизации возможностей злоупотребления правами потребителя вы можете в статье юридического центра "ЮРАКС"Как известно, правовые механизмы в сфере защиты прав потребителей можно использовать не только для восстановления нарушенных прав, но и для «отжима» денег у Продавцов и Производителей. Большое распространение получили различного рода злоупотребления со стороны так называемых «потребительских рэкетиров», «потребительских экстремистов», «потребиллеров», использующих Закон РФ «О защите прав потребителей» в корыстных целях.

В российском законодательстве нет легального определения потребительского экстремизма. Однако по смыслу положений статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи со статьей 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что под потребительским экстремизмом следует понимать:
1) действия потребителей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред предпринимателю, а также злоупотребления своим правом в иных формах;
2) злоупотребление потребителями своим особым положением на рынке товаров, работ, услуг; 
3) недобросовестное поведение потребителей;
4) умышленные противоправные деяния потребителей (их соучастников), совершаемые с целью обращения в свою пользу имущества предпринимателей путем обмана или злоупотребления особым отношением к потребителям. 

Основные риски связанные со злоупотреблением правами потребителя:

  • Признание договора недействительным вследствие нарушения права потребителя на информацию.
  • Выплата денежных средств при возврате уже использованного товара.
  • Признание договора (или отдельных его положений) недействительным вследствие включения условий ущемляющих права потребителя.
  • Компенсация морального вреда, выплата неустойки, штрафа.
  • Проверка надзорными органами и возложение административного штрафа.

Способы минимизации возможностей злоупотребления правами потребителя:

  • Обеспечить полноту и своевременность предоставления потребителю надлежащей информации о товаре (услуге),
  • Документарно фиксировать факт передачи информации потребителю в момент передачи товара потребителю,
  • Во внутренних (локальных) актах четко регламентировать действия работников при осуществлении процедуры передачи товара потребителю. Данные положения должны предусматривать все возможные варианты поведения потребителя и ответные варианты поведения сотрудника. (Очень часто, ситуация в которой Ваш сотрудник проявил себя компетентным в вопросах взаимоотношений с потребителем при передаче товара отпугивает потенциального потребителя-экстремиста),
  • При введении в текст договора (или приложения к договору) особых условий (не предусмотренных в Законодательстве) анализировать возможность их трактовки с точки зрения принципа справедливости,
  • Разработать и внедрить методические рекомендации поведения при обращениях потребителей для сотрудников предприятия. «Не перегнуть палку», и предусмотреть возможность предоставления недовольному потребителю возможностей для выбора моделей поведения, которые устраивали бы обе стороны, погасили бы первоначальную агрессию потребителя.

Несмотря на существующие механизмы защиты, экономически выгоднее не доводить конфликтную ситуацию до суда: процесс требует времени и средств, которые можно употребить на развитие бизнеса. Поэтому наиболее эффективный способ борьбы с потребительским экстремизмом - принятие превентивных мер. В первую очередь это составление договоров и иных документов с учётом специфики деятельности компании, обеспечение товара и услуг максимальным объёмом информации (обязательно - в письменной форме). Важное значение имеет и оперативное реагирование на рекламации клиентов, корректная процедура приёма претензий, оценка юридических рисков в каждой отдельной ситуации.

Предлагаем вам ознакомиться с услугами юридического центра "ЮРАКС":

Раздел для юридических лиц:

Информацию о наших услугах для юридических лиц можно посмотреть на дополнительном сайте  ЮРИСТ ДЛЯ БИЗНЕСА

Наши юристы полностью сохраняют конфиденциальность и действуют только в интересах своего клиента. 

Цены на наши услуги разумны и фиксированы.

  Бесплатно проанализируем Вашу ситуацию и предоставим варианты решения!   

   Юрист от центра "ЮРАКС"  всегда готов Вам помочь! 

Дежурный юрист юридической компании "ЮРАКС" всегда готов Вам помочь :

990 - 01- 85 

 Офис в г. Москва:

Ул. Нижегородская, д. 29-33, офис 423

 8 (495) 988 46 63 

 8 (927) 686 81 41

Эл. почта: info@jurax.ru

 Офис в г. Самара:

Ул. Карбышева, д. 61В, офис 205

 8 (846) 990 01 85 ; 8 (927) 609 02 16

  8 (927) 68 68 141 ; 8 (917) 126 14 32

Эл. почта: info@jurax.ru

www.jurax.ru

Мы в соцсетях: 

Центр "ЮРАКС" ВКонтакте Центр "ЮРАКС" в FacebookЦентр "ЮРАКС" в Instagram Центр "ЮРАКС" в Twitter Центр "ЮРАКС" в Одноклассниках

 

МЫ СРАЖАЕМСЯ ЗА ВАШИ ПРАВА!    иконка